Мечта – быть тренером
Когда-то маленькую Викторию Дрокову родители привели в секцию плавания, и, спустя немного времени, она поняла, кем хочет стать, когда вырастет. Теперь Виктория Александровна растит чемпионов – она тренер по адаптивной физической культуре и адаптивному спорту в дисциплине «плавание» Хабаровской краевой спортивно-адаптивной школы паралимпийского и сурдлимпийского резерва, занимается с людьми с поражением опорно-двигательного аппарата.
— Виктория Александровна, когда в вашей жизни появился спорт?
— В 8 лет меня отдали в секцию плавания. В пятом классе тренер сформировал во мне жесткую мотивацию – быть тренером. Просто мечтала работать тренером. Сама же я «доплавала» до кандидата в мастера спорта, а потом уже начались учеба, студенчество и работа тренером. Академию физической культуры окончила с отличием.
— Вы же не сразу стали тренировать людей с ограниченными возможностями здоровья?
— Не сразу. В 2013 году мне предложили попробовать тренировать адаптивные группы, тогда я поняла, что это — мое. Мне с нормотипичными детьми не так интересно, а тут у спортсменов глаза горят, у них есть большое желание заниматься, и ты видишь, что ты им нужен. Совсем другая обратная связь идет от этих детей. Вот так и понеслось.
— То есть сейчас вы тренируете только детей с ОВЗ?
— Да, в последствии распустила свои группы с нормотипичными детьми, оставила только своих — с поражением опорно-двигательного аппарата (ПОДА).
— Приход в адаптивный спорт был случайностью?
— Мой тренер, у которого я занималась, Михаил Петрович, Евстигнеев, воспитывал как раз ребят с ОВЗ, и моя вторая тренировка была с ними всегда. Хотя я не имела никаких ограничений по здоровью, но я с ними тренировалась. Для меня эти физические ограничения, поражения были привычными и не вызывали шока и отвращения, как у многих, не боялась я этого. Вот Михаил Петрович мне и предложил попробовать тренировать таких детей. Попробовали. Когда его не стало, я забрала тренировать и его группу детей. Из них одна девочка сейчас мастер спорта.
— Сейчас сколько у вас групп?
— У меня три группы – это порядка 30 детей. Сейчас у меня одна оздоровительная группа и две спортивные.
— Работаете только с детьми?
— Не только с детьми — в одной группе у меня все воспитанники от 18 и старше, там и мастера спорта и кандидаты в мастера спорта. До 25 лет примерно, потому что это благоприятный возраст для спорта. Изначально я пришла на оздоровительные группы, а дальше увидела перспективу в спорте. Стараюсь больше заниматься не реабилитацией, а именно спортом. Оздоровительные группы, которые есть, они тоже — с целью выявления сильнейших спортсменов, предрасположенностей.
— Можно сказать, что работаете с детьми, которые понимают, что хотят показать высокий результат?
— Хочу сказать, что не все понимают, что они хотят достигнуть какого-то результата. Глаза у них горят по другой причине. Многие имеют такие ограничения, которые не позволяют им полноценно двигаться в обычной жизни. В бассейне они чувствуют себя по-другому, особенно когда учатся, чувствуют себя полноценными, нужными, чувствуют, что у них что-то получается, когда принимают участие в соревнованиях. Большая часть занимается с 7-8 лет, и там мотивация изначально связана со здоровьем. Задача тренера – развить желание стать спортсменом. У меня есть несколько детей, которые очень сложно передвигаются, ходьба им дается тяжело, но при этом они прекрасно плавают и чувствуют себя в бассейне, как рыба в воде. И им нравится, что у них получается, что они самостоятельно это делают, без помощи какой-то могут перемещаться. Мне кажется, что вода для них – другая стихия и вторая, абсолютно другая, жизнь.
— Вы сказали, что у вас есть «тяжелые» по здоровью воспитанники. Каковы особенности работы?
— Нужно знать заболевания и диагнозы воспитанников, а так методика не отличается от той, что с нормотипичными детьми. Только больше индивидуализации, больше учета особенностей заболевания конкретного ребенка.
— То есть новая методичка не нужна?
— Конечно, есть методички разные, но по факту все приходится переделывать. И, конечно, есть свои секретики. Но это секретики, понимаете? — смеется Виктория Александровна. — Есть свои особенности работы – я много работаю над детской мотивацией, чтобы у них она менялась. У меня разработаны специальные дневники, в которых ведется учет достижений детей. Многое делаю дополнительного, чего другие тренеры не делают. Проводим дополнительные мероприятия к праздникам, веселые старты.
— Среди воспитанников есть чемпионы?
— На данный момент из самых ярких спортсменов можно назвать в старшей группе – Александра Дрогунова, бронзового призера Первенства России, подали документы на присвоение ему звания «Мастер спорта», Михаила Кириллина, призера Кубка России по спорту лиц с ПОДА в дисциплине «плавание». Он вошел в резерв сборной России по спорту лиц с ПОДА, и также поданы документы на присвоение звания «Мастер спорта». Анастасия Ковалева, мастер спорта, заняла третье место на Международных летних играх паралимпийцев «Мы вместе. Спорт».
— Конкуренция большая в плавании?
— Да, плавание очень массовый вид спорта. Простой пример — в марте мы уезжаем на чемпионат России, там будут принимать участие 250 пловцов со всей страны. В каждом заплыве титулованные спортсмены. Конечно, непросто пробиться.
— Результаты сложно предугадать?
— Я надеюсь на хорошие результаты, нам надо дальше плавать сверх норматива мастера спорта, нам надо стремиться улучшить свои результаты. Будем стараться!
Беседовала Татьяна Бершадская
Фото из личного архива Виктории Дроковой
Источник: https://md-news.ru/sport/mechta-byt-trenerom/08/03/2023/